Существует предание, согласно которому в старые-престарые времена, когда ещё было на Земле такое государство СССР, решили встретиться автостопщики из Ленинграда и Вильнюса. И дабы никому не было обидно — решили собраться на половине пути между этими городами. И оказалась эта половина пути в Латвии на мосту через реку Гауя. А когда собрались, у одного из участников вырвалось: «Да это же настоящая встреча на Эльбе!»
С тех пор и повелось в народе называть автостопные съезды «эльбами»…
Основной принцип Эльбы — собрание, объединяющее автостопщиков. На Украинской Эльбе категорически запрещается выяснение отношений как между клубами, так и между отдельными участниками движения.
Место для Эльбы выбирается по правилу Круглого Стола короля Артура — чтобы никому не было обидно. Оно должно быть недалеко от оживленных магистральных трасс (желательно даже их пересечения), поближе к географическому центру Украины. Место должно быть живописным, обязательно наличие дров и источника питьевой воды.
Датой начала эльбадвижения на постсоветском пространстве является начало 1997 года, когда на самую Первую Эльбу собрались автостопщики Москвы и Санкт-Петербурга.
В настоящее время проводятся следующие Эльбы и прочие автостопные фестивали:
—Российская. Существует в двух вариантах: Ижицкая (проводится три раза в год на 412 километре трассы М10 Москва — Санкт-Петербург, самая древняя и многочисленная) и Гаевская (имеет место зимой на туристской базе в селе Гаево Псковской области).
-Украинская.
—Белорусская.
—Поволжская.
—Уральская.
—Сибирская.
—Восточно-Сибирская.
—Азиопская.
—Южная.
—Байкальская.
—Ярославская.
—Удмуртская.
—Одесский слет автостопщиков.
Также есть сведения, что в 2004 году имела место попытка проведения Латвийской Эльбы, но была ли она осуществлена — неизвестно.
Российская, Украинская и Белорусская Эльбы являются трёхсезонными, то есть проводятся зимой, весной, и осенью. Лето — единственное время года, когда вышеназванные Эльбы не устраиваются: народ активно путешествует.
Остальные Эльбы устраиваются, как правило, в тёплое время года.
Изначально украинское эльбадвижение развивалось не слишком успешно. В 1999-2001 годах украинская автостопная общественность провела несколько (по имеющимся данным — шесть) весьма малочисленных Эльб. От тех времен даже сохранился старый сайт:
Но украинская эльботрадиция в скором времени угасла — сказались ошибки и отсутствие опыта в организации такого дела. Самой главной ошибкой при организации Эльб того времени стало отсутствие принципа Круглого Стола. Два раза Эльбы проводились в Карпатах, один раз — на границе Донецкой и Запорожской областей, но основным местом их проведения были окрестности поселка Новые Безрадичи — одного из пригородов Киева. Как бы там ни было, но в первых двух случаях значительной части участников надо было ехать практически через всю Украину, а во втором Эльба превращалась в исключительно киевское мероприятие, что опять же не соответствовало интересам большинства автостопщиков Украины.
УКРАИНСКИЕ ЭЛЬБЫ 1999-2001 ГОДОВ
ЭЛЬБА | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ | МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ |
Украинская автостопная Эльба-1 | 28-29 мая 1999 года | Киевская область, пос. Новые Безрадичи |
Украинская автостопная Эльба-2 | точно не выяснено, скорее всего — октябрь-ноябрь 1999 года | предположительно — там же, где и Украинская автостопная Эльба-3 |
Украинская автостопная Эльба-3 | 26-27 февраля 2000 года | Львовская область, Сколевский pайон, село Коростiв, колыба на горе Плiшка |
Украинская автостопная Эльба-4 | 27-28 мая 2000 года | Заповедник «Каменные могилы», граница Донецкой и Запорожской областей |
Украинская автостопная Эльба-5 | 30 сентября — 1 октября 2000 года | Киевская область, пос. Новые Безрадичи |
Украинская автостопная Эльба-6 | 16-17 июня 2001 года | Киевская область, пос. Новые Безрадичи |
Как видно из таблицы, время проведения Эльб также было подобрано неудачно: в большинстве случаев Эльба накладывалась на иные, интересные для автостопщика (и не только) мероприятия.
О численности участников Украинских Эльб 1999-2001 годов пока что не имеется достоверных сведений, за исключением Первой, собравшей 16 человек и Четвертой, на которой присутствовали всего четверо автостопщиков. По крайней мере, можно предположить, что Украинские Эльбы 1999-2001 годов собирали примерно не более, чем десяток-полтора участников, а рубеж в 20 человек ими преодолен вообще не был.
И только лишь в конце апреля 2004 года впервые за несколько лет удалось снова собрать людей на Украинскую Эльбу. Место оказалось выбрано достаточно удачно: пересечение двух европейских транспортных коридоров, оптимальная удаленность (200-500 км.) от большинства областных центров Украины, достаточно легко в достижении, находится в живописном месте с наличием дров и питьевой воды. Выбор времени проведения оказался так же правильным.
Возрождать Украинскую Эльбу пришлось практически с нуля. Так как информация об Украинских Эльбах 1999-2001 годов уже успела забыться и никто не мог вспомнить, сколько же было тогда проведено автостопных съездов, то было решено отказаться от нумерации и именовать вновь возрождаемое мероприятие по времени проведения. Это позволило избежать путаницы и ненужных разногласий в целом ряде вопросов, тем более, что обстановка в украинском автостопе тогда была не самой лучшей.
В 2004 году Украинскую Эльбу удалось провести два раза. Большую роль в ее возрождении сыграли донецкие, днепропетровские и луганские автостопщики. Весной прибыло 23 участника из шести регионов Украины и трёх — Российской Федеpации (кстати сказать, с момента возрождения Украинской Эльбы, российские гости присутствовали на всех наших Эльбах, честь за это им и слава). Осенью собралось 46 участников из 10 регионов Украины, а также из Молдовы и России.
С января 2005 года возрожденная Украинская Эльба стала второй трёхсезонной Эльбой на постсоветском пространстве. С этого же времени вводится запрет на политическую агитацию и использование политической символики.
Весенняя Украинская Эльба — 2005 не отличилась большим приростом числа участников по сравнению с Осенней — 2004, но значительно выиграла в качественном отношении. На нее прибыло 56 человек из восьми регионов Украины, четырех — России, а также из Литвы и Молдовы. У одного из прибывших было даже гражданство Государства Израиль. Но выигрыш был не столько за счет географии участников, сколько из-за того, что Украинская Эльба стала привлекать активно путешествующий народ. Большой интерес присутствующих вызывали рассказы людей, побывавших в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, на Крайнем Севере и в «горячих точках» планеты…
Осенняя Украинская Эльба — 2005 по численности собравшихся немного уступила Весенней, но тем не менее, отличалась значительным расширением регионального представительства участников.
Зимняя Украинская Эльба — 2006 проводилась в необычайно трудных погодных условиях. Но, обрушившееся на Украину резкое похолодание не стало препятствием к тому, чтобы в лесу под Новомосковском собрались 23 автостопщика, один из которых прибыл даже из далекой Казани. Помимо хозяев и россиян в работе съезда участвовал и автостопщик из Белоруссии.
Весенняя Украинская Эльба — 2006 характеризуется увеличением числа участников (75 прибывших) и расширением географии: впервые участвовали латвийские автостопщики и представители Азиатской части России. Появилась новая традиция: Эльбалист обзавелся собственной фотогалереей.
На Осеннюю Украинскую Эльбу — 2006 прибыло 54 участника из Украины, России, Белоруссии и Литвы, а также возникла идея создания видеоэльбалиста, частично реализованная.
Hа Зимней Украинской Эльбе-2007, собравшей 43 участника, отмечался своеобразный юбилей в украинском эльбадвижении: это была Пятнадцатая Украинская Эльба, если считать шесть старых эльб, проведенных в 1999-2001 годах. А Весенняя Украинская Эльба-2007 стала Десятой с момента возрождения, и число её участников превысило сотню.
А пока что говорить о сколько-нибудь окончательных результатах еще рано. За то время, что прошло с момента возрождения Украинской Эльбы, невозможно решить все накопившиеся проблемы. Впереди еще много работы, и каждому найдется свое дело.